марта в в Фотографическом музее Дом Метенкова состоится открытие двух выставок завершающих Фестиваль фотографии стран ШОС Грань веков

Выставки, представляющие современную фотографию Китая и Казахстана, будут работать до 20 апреля.

То, как изменился Китай за последние полвека, как стремительно эта страна ворвалась в ряд самых влиятельных государств планеты и восхищает, и удивляет. Современное искусство Китая, в том числе и фотография, востребована повсюду, большие ретроспективы сменяют одна другую в Европе и Америке.

«Дом Метенкова» предлагает посмотреть на Китай глазами трех фотографов, относящихся к одному поколению, но приверженных разным стилям. Фотожурналист Джастин Чин (Justin Jin) родился в Гонконге, учился в Лондоне, карьеру начал как корреспондент Reuters в Пекине. Сегодня он живет в Москве и сотрудничает с агентством Panos Pictures. Его серия «Голубая полночь» (Midnight Blue) посвящена мелким фабрикам по производству американских джинсов, рабочим и боссам, изнурительному труду в «джинсовом смоге». Социальная тема ярко, интересно снята, автору удалось создать художественный образ, не изменяя документальной природе фотографии.

В монохромных работах Мьюджа (Muge), напротив, нет злободневной публицистики, броской выразительности, сложных композиций. Его фотографии можно характеризовать как «поэзию повседневности», причем именно в китайском духе, с присущей древним культурам востока неторопливостью, внутренней сосредоточенностью, почти медитацией. Его фотографии о любви и одиночестве, о грусти и меланхолической мечтательности, а бурный промышленный и урбанистический рост, переживаемый Китаем, присутствует на втором плане. Многомиллионный город Чунцин — родина фотографа, появляется в глубине кадра как явление призрачное и фантасмагорическое, подобно проплывающему в тумане кораблю.

Место, где снимал Жоу Вей (Zhou Wei), уникально и неповторимо. Большой Каньон в долине реки Салуин на юго-востоке Тибета интересен непостоянством характера горной реки и, в противоположность ей, не изменившимся за века укладом жизни людей. Благодаря труднопроходимым горам, в каньоне сотни лет сохранялась традиционная культура террасного земледелия, а цивилизация проникла в эти места лишь с христианскими миссионерами, создавших для местных народов письменность. Но сегодня барьеры разрушены, дороги построены и житель Тибета с библией в руках столь же привычная картина, как быки, серпы и мотыги рядом с бильярдом, DVD и спутниковой антенной.

Фотографии, представленные в «Доме Метенкова» дают представление о Китае как о стране, расположенной на пересечении столбовых дорог цивилизации глобального мира, месте встречи Востока и Запада, традиции и современности.

Главная тема выставки, посвященной Казахстану,— отношение человека и природы. В пейзажах Павла Михеева человек живет в гармонии с окружающей его средой: юрта кочевника повторяет очертания гор, овцы и лошади мирно пасутся на вольных пастбищах, традиционная охота с беркутами интригует театральным драматизмом, - сообщает www.ekburg.ru .

В противоположность пасторальной идиллии — серия фотографа агентства Reuters Шамиля Жуматова «Жизнь на морском дне» о трагедии Арала и судьбах людей, ставшими невольной жертвой экологической катастрофы. Эта серия победила в Международном конкурсе ОБСЕ «Земля и Вода: защищая нашу хрупкую окружающую среду» в 2007 году.

«Мы решили, что фотографии Шамиля Жуматова не только показывают отчаяние людей, живущих в районе Арала, но также и отражают некоторые положительные изменения. После строительства новой дамбы и других проектов в северной части Аральского моря, пресная вода возвращается. Это дает основание надеяться на восстановление экономики в области, опустошенной исчезающим морем и крахом СССР»,— сказал один из членов жури конкурса Карлос Санчес де Боадо.