Небесный фасад Уральских авиалиний

Каким будет «второй дом» для летчиков, рассказывает директор «Архитектурного бюро Владимира Кагановича» Владимир Каганович.

Общие сведения по объекту:
Заказчик-застройщик – ОАО «Авиакомпания УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ»
Функции заказчика – ООО «УКС-Инвест»
Генпроектировщик – ООО «Архитектурное бюро Владимира Кагановича»
Авторы архитекторы: Владимир Каганович, Екатерина Луговых
ГИП: Михаил Страшнов
Адрес объекта – Екатеринбург, пер. Утренний – ул. Авиаторов (пос. Кольцово)
Прежде всего, чтобы не путали – это НЕ аэропорт Кольцово. Аэропорт - сооружение в основном для пассажиров, наше здание - для летчиков. Пассажиры видят его при подъезде к аэропорту – с левой стороны от дороги рядом с дворцом культуры. Другое дело – пилоты, имеющие шанс увидеть его еще и с неба. Задача сделать «пятый» (небесный) фасад для офиса «Уральских авиалиний» казалась нам настолько важной, что еще в эскизе мы демонстрировали его как вид из самолета.

Вид с самолета
Я с детства относился к летчикам с особым пиететом, поэтому взялся за проектирование с удовольствием и с большим желанием удовлетворить заказчика. При этом, мы получили указание делать утилитарный офис, где все просто - светло и тепло, люди работают – не более того. Мы поставили себе задачу, чтобы они работали еще и с удовольствием.

Многоракурсное здание
Первый (из трех, как позже выяснилось) участок для проектирования представлял собой большой пустырь, просматривающийся со всех сторон. Здание на таком участке хорошо видно отовсюду и не должно иметь «заднего» фасада, мы решили сделать его вообще без фасадов, так, чтобы его хотелось обойти со всех сторон, и в каждом следующем ракурсе оно бы открывалось по-новому. Как оказалось, это было верное решение, и не только из композиционно-пространственных соображений. Парадокс, но мы сэкономили на этом кучу времени на проект. Уже после того, как проект был готов, Заказчику поменяли участок. Мы расстраивались, возмущались, но это - только в первый раз. На третьем участке, где нам снова пришлось крутить здание, нас уже не одолевали никакие чувства, кроме гордости за свое мудрое универсальное решение по коробке. Хотя, меньше всего здесь подходит слово «коробка»...

Комплекс застройки летных сооружений авиакомпании "Уральские авиалинии" в поселке Кольцово. Ситуационная схема. «Рыбка – вобла»
Похоже, наш уважаемый заказчик сам не до конца знал, чего он хочет, потому, что мы получили очень развернутое техническое задание, но не успели его до конца изучить, как подоспело второе (исключающее первое). А потом было еще два. Зато генеральный директор компании Сергей Скуратов точно знал, чего он НЕ хочет, и в достаточно категоричной форме дал понять, что здание не должно походить на самолет. Такая самолетофобия нас даже озадачила…

Ну, ладно – пусть будет пароход. Ну не «коробку» же… Да, не так уж важно, на что похоже, главное, к чему мы стремились – это динамичное по композиции здание. Нам хотелось, чтобы оно «крутилось» как пропеллер по мере его обхода.

С некоторых точек оно напоминает корабль. Из-за формы плана наши сотрудники назвали его «рыбка», (Григорий Мазаев конкретизировал – «вобла»). При этом – оно легко узнаваемо сверху для летчиков, что и ставилось нами как главная задача. При этом верхний этаж здания имеет чечевичную форму в плане, как глаз, а в центре него располагается большой фонарь для верхнего света. Из здания открывается вид на небо, а с неба и, особенно в темное время – пилоты видят «встречный взгляд» своего здания. Возможно, это будет восприниматься и как «всевидящее око», так как на верхнем этаже располагаются кабинеты руководящего состава компании.

Кстати, больше всего мы боялись, чтобы наш фонарь не стал пупырем на крыше. В последнее время в городе появилось много таких неожиданных «вздутий» из стекла, где надо и не надо. Как при ветрянке, прыщи вскакивают, где попало…Эпидемия?..

Работа над проектом
Мы работаем над проектом с 2005 года, но с большими перерывами, ушедшими на перемещения с участка на участок. Проект самого здания мы сделали довольно быстро, еще в 2006 году, а потом только пересаживали его на разных площадках и перекраивали сети.

А первая встреча с заказчиком произошла где-то еще в 2003 году, когда мы работали над проектом комплекса на Вознесенской горке, а «Уральские Авиалинии» подыскивали место для размещения офиса агентства в этом районе. Тогда не сложилось, все закончилось лишь размещением в здании на Вознесенской горке офиса туристической компании «Крылья», но контакты остались… Когда у компании «Уральские авиалинии» созрел план построить в Кольцово свое собственное здание, они снова обратились ко мне. Но компания большая, мнения разные.

Кое-кто в компании непременно хотел работать с Михаилом Страшновым (с которым они встречались раньше на каком-то объекте). Михаил Викторович тогда работал в Уралгражданпроекте. Мы здесь не увидели препятствий, тем более, я также успешно сотрудничал с Михаилом Викторовичем на одном из предыдущих объектов – надстройке на гостинице «Турист». Мы работали вместе, я был ГАПом, а Михаил Страшнов –ГИПом Сегодня мы работаем в том же качестве, но в одной фирме. . . У меня нет специальной кадровой службы и я благодарен, что такая солидная компания, как «Уральские авиалинии» помогает мне в этом вопросе. С нами работает несколько хороших архитекторов и конструкторов.

Кстати, в работе над первоначальной идеей участвовали все архитекторы, и за основу был взят вариант, предложенный Екатериной Луговых. Здание, правда, изначально было больше, а его функциональная схема - чище, но мы ничего не могли противопоставить железному аргументу авиакомпании о том, что все лишние деньги они обязаны вкладывать в нашу же безопасность прежде всего… Мы, правда не успокоились, и сегодня, когда стройка заканчивается, все-таки пытаемся кое в чем ущемить безопасность.

Поднебесные интерьеры
Мы очень ответственно подходим к этой теме и считаем, что разработка интерьеров – дело кропотливое, требует продуманности и отнимает столько времени, сколько мы не можем себе позволить на сегодня, а сроки очень сжатые. У нас уходит достаточно много времени на решение оперативно возникающих на стройке вопросов, поэтому для разработки интерьеров здания мы пригласили отдельную независимую команду Тимура Абдуллаева, они успешно работают и интерьеры должны получиться хорошие. Мы лишь обеспечили необходимое функциональное пространство, визуальную связь представительских этажей с аэропортом и еще дальше – с небом.

По материалам сайта www.arch66.ru .