О ходе подготовки к встрече глав государств ШОС веснаосень

О том, что Екатеринбург рассматривается в качестве потенциальной площадки для заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, стало известно в начале этого года. Впервые об этом объявил губернатор на расширенном заседании правительства, посвященном подведению итогов 2006 года. По уральской традиции в правительстве не стали ждать окончательного решения, сразу же были развернуты работы по подготовке встречи высоких гостей. Как оказалось, не зря. 19 августа главы государств – членов ШОС на встрече в Бишкеке определили, что в 2009 году они встретятся в Екатеринбурге. Что же сделано за это время?

Для начала, как показатель значимости предстоящего события, в областном правительстве с 22 марта была введена должность вице-премьера по организации саммита ШОС. Им стал управляющий Южным управленческим округом Олег Гусев. В конце мая Олег Гусев назначен заместителем председателя областного штаба по подготовке к проведению саммита ШОС, и на него же возложен контроль за исполнением постановления областного правительства «О мерах по подготовке к проведению в 2009 году заседания Совета глав государств – членов ШОС». Он возглавил рабочую комиссию. В ее состав вошли заместители руководителей областных министерств, представители организаций и ведомств, участвующих в подготовительной работе.

Естественно, что, в первую очередь, в поле зрения комиссии попал аэропорт «Кольцово». Во время встречи ему предстоит стать главными воротами города. А это значит, что гостей должны встречать не только радушные хозяева, но и современные технологии. Однако на момент начала подготовки саммита в «Кольцово» имелся только один современный пассажирский терминал. Он обслуживал международные линии, но его пропускная способность довольно мала – 600 человек в час. Для провинции нормально, но для города, готовящегося принимать многотысячные делегации, явно недостаточно. В 2009 году в Екатеринбург прибудут 12 официальных делегаций стран - участниц и стран - наблюдателей ШОС.

К счастью, о превращении свердловского аэропорта в международный транспортный центр - хаб думает не только правительство, но и инвестор, группа компаний «Ренова». В октябре здесь запущен новый пассажирский терминал внутренних линий. Он рассчитан на обслуживание 1000 пассажиров в час. Объем инвестиций в строительство составил 1,378 млрд. рублей. Но это лишь завершение второго этапа развития.

Следующим этапом преобразований в «Кольцово» станет реконструкция аэродромных покрытий, удлинение и усиление имеющихся двух взлетно-посадочных полос (ВПП), что позволит принимать все существующие в мире типы самолетов, и строительство третьей очереди аэровокзального комплекса. Кроме того, здесь намечается строительство грузового терминала и гостинично-делового центра.

Предполагается, что третий современный пассажирский терминал будет построен в 2009 году. Работы уже начались. По проекту, его пропускная способность составляет 1500 человек в час, он должен стать новым терминалом внутренних рейсов, в то время как два первых терминала будут объединены для обслуживания международных авиаперевозок.

Следующим объектом после аэропорта, который увидят все гости, является дорога «Кольцово – Екатеринбург». Ее качество признано недостойным для решения всех транспортных и презентационных задач. Ведь она, как и аэропорт, формирует первое впечатление у гостей города и области, а в дни саммита транспортный поток здесь заметно возрастет. Из областного бюджета выделены средства на модернизацию трассы. Работы ведутся, и уже в 2008 году она станет четырехполосной в обоих направлениях. Изменится и окружающий пейзаж: автозаправки, складские терминалы и торговые центры, кемпинги и гостиницы. К примеру, сейчас на берегу рукотворного озера строится придорожный комплекс «Украина», где разместятся гостиница, оздоровительный центр, бассейн, а вокруг – благоустроенный парк. В 2007 году на этом объекте предполагается освоить 500 миллионов рублей, а в III квартале 2008 года он будет сдан в эксплуатацию.

По всему маршруту следования гостей от аэропорта до «Белого дома» на Октябрьской площади за минувшие месяцы неоднократно проехали Эдуард Россель, Олег Гусев и Виктор Кокшаров.

Более того, представители всех уровней власти и ответственные организации, разбившись на группы, пешком прошли километры пути, передвигаясь от объекта к объекту. Был тщательно изучен каждый дом, осмотрена окружающая зона: газоны, опоры освещений, подсветка зданий, размещение рекламы, регулирование движения. В результате на каждый участок маршрута заполнена инвентаризационная карта, в которой указаны недостатки, сформулированы предложения по благоустройству.

Строительство и реконструкция объектов – это основное наполнение разработанных сетевых планов-графиков. Кстати, для удобства разработана специальная программа электронного мониторинга, которая позволяет не только хранить и своевременно обновлять информацию о более чем ста объектах строительства, но быстро, в доступной и наглядной форме дает возможность контролировать выполнение всех графиков работ. Программа разработана так, что по любому из строящихся объектов, нанесенных на карту Екатеринбурга, можно узнать все основные характеристики, сроки ввода, стадию работ, ответственных за исполнение, посмотреть фотографии макета будущей новостройки и увидеть фотоматериалы текущего времени.

Подготовлен список из нескольких десятков зданий и объектов, чей внешний вид надо привести в надлежащее состояние. В их число вошли детская филармония, театр драмы, краеведческий музей, дом культуры им. Свердлова, часть театра музыкальной комедии, один из корпусов Свердловской филармонии. Разработана специальная программа «Фасады столицы Урала». Причем, побывав с членами комиссии на обзорной площадке небоскреба «Антей», Эдуард Россель дал поручение мэру Екатеринбурга включить в объем реставрационных работ не только фасады зданий, но и их крыши. Пока что вопрос реставрации усложняется тем, что на гостевых улицах находится немало зданий-памятников истории, находящихся в федеральной собственности. Вопрос с их ремонтом должен решаться в Москве. Также намечено обновить ограды нескольких садовых товариществ, выходящие на «кольцовскую» трассу. Средства на это, скорее всего, будут частично выделены из областного и муниципального бюджетов. На стариков, во всяком случае, новую повинность решили не взваливать.

Кстати, от реконструкции выиграют не только фасады. План работ, по словам Олега Гусева – это не план строительства «потемкинских деревень». Необходимо привести в порядок каждое здание и прилегающую к нему территорию полностью, включая деревья и газоны, детские площадки во дворе, участки для сбора и вывоза мусора, трансформаторные будки.

К 2009 году Екатеринбург должен не просто похорошеть. На новый уровень выйдет его инфраструктура. Предприниматели обещают построить не менее дюжины новых гостиниц. Всего к 2009 году предполагается завершить строительство 110 зданий (в числе которых новое здание Законодательного Собрания, Центральный стадион, Шахматная академия). Новый микрорайон «Космос-Сити» займет место переезжающего завода «Уралпластик». Намечено построить или отремонтировать два десятка дорог, большой объем работ запланирован на улицах Розы Люксембург, Декабристов, Чапаева, на выезде из города.

Один из будущих отелей «Хайят» уже сейчас можно видеть рядом со зданием областного правительства. Именно здесь будут жить иностранные гости, прибывшие на встречу ШОС. Однако гостиницы понадобятся не только иностранцам. Уже известно, что, для обеспечения мер безопасности, в Екатеринбург прибудут порядка 10 тысяч сотрудников правоохранительных органов. А сколько гостей приедет из столицы и разных городов России?

Однако понятно, что только средствами областного и городского бюджетов такой проект не вытянуть. Как будет строиться финансирование?

Сам факт проведения встречи оборачивается для Екатеринбурга и области серьезным финансовым вливанием. Еще в мае, по предварительным оценкам, на подготовку к заседанию Совета глав государств – членов ШОС планировалось направить около 15 миллиардов рублей из федерального бюджета, 18 миллиардов – из областного, 2,6 миллиарда – из бюджета Екатеринбурга. Кроме того, предполагалось привлечь около 90 миллиардов рублей от предприятий и организаций. В июне на заседании правительства России, после доклада Эдуарда Росселя, было решено увеличить финансирование из федерального бюджета.

Речь идет о взлетно-посадочной полосе в «Кольцово», строительстве метрополитена и благоустройстве Екатеринбурга. Расчеты показывают, что на модернизацию взлетных полос требуется 5,6 миллиарда рублей, на строительство метро – 6,4 миллиарда рублей.

Самый затратный бюджетный проект – строительство новых дорог и развязок в Екатеринбурге. Из бюджетов всех уровней на эти цели потребуется направить 11,5 миллиарда рублей. Удалось бы получить все эти средства, не выпади Екатеринбургу такая роль? Сказать сложно. А так, саммит пройдет, гости разъедутся, а положительный имидж, новые дома и дороги, гостиницы, торгово-развлекательные и деловые центры, отремонтированные крыши и фасады, станции метро и современный аэропорт – все это останется.

Но не только строительством занимается штаб по подготовке саммита ШОС. Не меньшее внимание уделяется вопросам подготовки «информационного пространства».

Так, еще в июне в области было создано некоммерческое объединение «Центр поддержки Шанхайской организации сотрудничества «Екатеринбург – 2009», принявшее участие в разработке эмблемы будущего мероприятия. В сентябре запущен новый интернет-портал: www.shos2009welcome.ru. Здесь можно подробно узнать о самой организации ШОС и о ходе подготовки к встрече в Екатеринбурге.

Собственно участникам ШОС Свердловскую область особо представлять и не надо. В первую очередь, речь, конечно, идет о республиках СНГ. Практически со всеми из них у нашей области заключены соглашения о сотрудничестве. В Китае нас тоже хорошо знают, причем не только как политического и экономического, но и как культурного партнера. Недаром китайцы готовы принять участие в реализации проекта Большого Евразийского университета в Екатеринбурге.

В этом году делегации стран-членов ШОС приняли участие в работе Российского экономического форума, более 70 человек из этих стран, посетили выставку «Оборона и защита – 2007», а в августе в соседней Челябинской области состоялись шестисторонние учения «Мирная миссия – 2007».

Седьмого июня Олег Гусев и Виктор Кокшаров встретились с генеральным консулом Китайской Народной Республики Се Цзиньином и консулом Ли Чжинхэ. 16 августа в Екатеринбурге прошло заседание 11-й сессии Российско-китайской межправительственной подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств двух стран — партнеров по ШОС. 27-29 сентября – заседание Совета Региональной антитеррористической структуры ШОС.

Совместно с МИД России прорабатывается вопрос о проведении в Екатеринбурге в 2008 г. конференции на тему отношений ШОС и ЕС. Интерес к данному мероприятию уже проявили отечественные и зарубежные организации.

За этот год в Екатеринбурге прошли Европейско-Азиатский правовой конгресс, IV Паназиатский конгресс «Психотерапия и консультирование в эпоху перемен».
Кроме того, на следующий год в Свердловской области запланировано проведение Дней культуры стран-участниц ШОС.

Политика, экономика, культура – три основополагающих ветви человеческого сотрудничества переплетутся в Екатеринбурге менее чем через два года, для того, чтобы упрочить союз стран, стремящихся к мирному взаимодействию на азиатском материке. Громадная ответственность для Свердловской области и гигантский объем работы, которую нужно успеть сделать. И пока что, судя по тем темпам, в которых сразу же началась подготовка к саммиту, регион имеет все шансы на то, чтобы организовать встречу на достойном уровне.