Очередное заседание регионального штаба по реализации нацпроектов

Председатель областного кабинета министров Виктор Кокшаров 10 июня провёл заседание штаба по контролю реализации приоритетных национальных проектов в Свердловской области и демографической политике.
***
Первый вопрос был посвящён созданию в Екатеринбурге Уральского федерального университета. С докладом выступил заместитель министра промышленности и науки Валерий Турлаев, который отметил, что концепция Уральского федерального университета разработана, в настоящее время её одобрение будет решаться на федеральном уровне.

Напомним, что в последние годы в вузах области появились десятки новых рыночных специальностей, идет подготовка специалистов, непосредственно ориентированных на работу в инновационных компаниях. Так, в УГТУ-УПИ открыты специальности в области стандартизации и сертификации, защиты интеллектуальной собственности, управления качеством и инновациями.

В состав УрФУ должны войти УГТУ-УПИ, УрГУ. Предусматривается активное взаимодействие вуза нового поколения с Уральским отделением Российской академии наук (УрО РАН). Тем более, что уже сегодня академическую науку и высшую школу связывает многостороннее сотрудничество, есть совместные вузовско-академические кафедры, сотрудники УрО РАН преподают в вузах, а студенты проходят практику в академических лабораториях. Вместе с тем, в институтах УрО РАН недостаточно условий, чтобы принять значительное число студентов. Эти проблемы также решит УрФУ.

Уральский федеральный университет будет заниматься формированием новой генерации специалистов, организацией совершенной инженерной подготовки. Такой "супер-вуз" в перспективе может стать "ядром" инновационной системы Урала.

Как считают разработчики концепции, интеллектуальные и финансовые ресурсы УрФУ должны концентрироваться на ряде приоритетных направлений - математике, энергетике, металлургии, экономике, материаловедении и ряде других актуальных специальностей.

Реализацию проекта планируется осуществлять за счет средств федерального и областного бюджетов, а также привлечения частных инвесторов. Интерес к новому университету проявили многие крупные предприятия и коммерческие структуры.

Перед Свердловской областью в настоящее время стоит важнейшая задача проведения реиндустриализации – формирование человеческого и научно-технического потенциала для сбалансированного обновления традиционных и опережающего развития постиндустриальных отраслей экономики.

Достижение поставленных задач невозможно без соответствующего кадрового и научного обеспечения. При этом крайне важным является формирование новой генерации специалистов, готовых создавать и развивать направления постиндустриальной экономики.

Все перечисленное требует внесения существенных изменений в систему профессионального образования. Одним из основных результатов этой реструктуризации должен стать вуз мирового уровня – Уральский федеральный университет.

Реализация этого важного для Свердловской области проекта активно велась правительством Свердловской области с начала 2008 года. В соответствии с постановлением регионального правительства «О поддержке создания Уральского федерального университета» подготовлены документы, необходимые для принятия решения правительством РФ о создании УрФУ. Кроме того, для получения дополнительной поддержки при принятии решения о создании университета соответствующие документы направлены полномочному представителю Президента России в Уральском федеральном округе Николаю Винниченко.
По поручению губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя о подготовке проектной документации университетского комплекса, на территории будущего университетского комплекса проведены необходимые предпроектные работы и изыскания, подготовлена концепция генерального плана и комплексный трехмерный макет университетского комплекса.

Во второй половине 2009 года планируется, что подготовленный генеральный план Уральского федерального университета пройдет все необходимые согласования и будет утвержден постановлением главы города Екатеринбурга. На основе подготовленных двумя вузами и УрО РАН технологических моделей научно-образовательных центров будут разработаны технологические задания на проектирование объектов научно-образовательного модуля Уральского федерального университета для подготовки эскиза застройки.

Финансирование реализации мероприятий 2009 года в размере 129,9 миллиона рублей планируется осуществляться за счет средств ОАО «Уральский университетский комплекс».
***
Об организации и проведении аудиологического скрининга детей (это касается проблем, связанных с нарушением слуха) рассказал министр здравоохранения Свердловской области Владимир Климин.

Министр сообщил, что в 2008 году в Свердловскую область было поставлено оборудование для проведения аудиологического скрининга в учреждениях родовспоможения и детства, а также специализированное оборудование для регионального сурдологического центра (учреждение по восстановлению слуха).
Детям Свердловской области, страдающим глухотой, за счет средств федерального бюджета уже проведены операции кохлеарной имплантации. Под термином «кохлеарная имплантация» подразумевается вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения. В настоящее время кохлеарной имплантацией на Среднем Урале занимается НПЦ «Бонум», в котором создан специализированный центр для совершенствования качества диагностики нарушений слуха, повышения эффективности лечебно-профилактической и слухопротезной помощи детям Свердловской области; для обеспечения её доступности и улучшения качества жизни детей. В ближайшей перспективе – организация аналогичного центра на базе многопрофильной детской больницы № 9 (Екатеринбург).

Виктор Кокшаров, выслушав министра, отметил, что за два года центром «Бонум» проведена большая работа по восстановлению слуха малышей. А с учётом новых возможностей больницы № 9 надо проводить соответствующие операции не только для свердловчан, но и для жителей всего Уральского федерального округа.

***
Министр социальной защиты населения Свердловской области Владимир Туринский доложил членам штаба о развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министр подчеркнул, что защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – главная задача деятельности органов опеки и попечительства. Семейный Кодекс Российской Федерации прямо указывает, что при отсутствии родителей, при лишении родительских прав и других случаях утраты ребенком родительского попечения, право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

При этом главная цель устройства малыша в семью заключается в обеспечении необходимых условий для полноценного развития и реализации личности ребенка. Поэтому сегодня определяющим принципом деятельности государственных органов опеки и попечительства в Свердловской области является не подбор ребёнка для семьи, а подбор семьи для ребёнка.

Стоит напомнить, что по состоянию на 1 января 2009 года на учете в органах опеки и попечительства в Свердловской области состояло более 21 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,7 процента от общего количества детского населения в Свердловской области.

За 2008 год органами опеки и попечительства и министерством социальной защиты населения Свердловской области, переданы на семейные формы устройства 3538 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В течение 2008 года наблюдался рост заинтересованности граждан в принятии детей, оставшихся без родительского попечения, на воспитание в свои семьи. Так, за 2008 год в органы опеки и попечительства по вопросам принятия ребенка в семью обратилось 3829 граждан, из них приняли детей в свои семьи 3339 человек.
Несмотря на достаточно позитивные тенденции в направлении устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, следует отметить имеющиеся случаи возвратов детей данной категории из опекунских и приемных семей. Частично дети были возвращены в связи с выявлением органами опеки попечительства ненадлежащего выполнения усыновителями, опекунами, попечителями, обязанностей по воспитанию детей. Однако в гораздо большем количестве, ребятишки были возвращены по инициативе самих замещающих родителей…

Анализ случаев возвратов детей из замещающих семей показал, что основными причинами, в связи с которыми замещающие родители отказываются от выполнения своих обязанностей в отношении подопечных, являются сложности взаимоотношений в период взросления детей; в семье начались серьезные внутрисемейные конфликты из-за опекаемых; возникли проблемы со здоровьем ребёнка, не нравится его внешность, развитие, поведение; приемный ребёнок негативно влияет на родных детей.

Результаты проведенного анализа показали, что наименьший процент семей, возвративших детей, составили семьи, прошедшие предварительную профессиональную подготовку. Это ещё раз подчеркивает важность и необходимость профессиональной подготовки, тщательного отбора кандидатов в замещающие родители и в последующего профессионального сопровождения уже созданных опекунских и приемных семей.

В Свердловской области процессу подготовки и подбора кандидатов в замещающие родители уделяется большое внимание. Государственными органами опеки и попечительства совместно с областными государственными учреждениями социального обслуживания населения выстраивается комплексная система работы как с кандидатами в опекуны, попечители, приемные родители, так и с уже созданными замещающими семьями.

В структуре каждого из 58 действующих сегодня учреждений социального обслуживания семьи и детей, расположенных практически в каждом муниципальном образовании Свердловской области, созданы и действуют "школы приемных родителей", отделения по сопровождению замещающих семей.

Особо ценным в организации эффективного процесса профессиональной подготовки и сопровождения замещающих семей является сотрудничество с общественными организациями и другими структурами, в том числе работающими в других регионах, имеющими определенный опыт в данном направлении.
Органы опеки и попечительства и учреждения социального обслуживания семьи и детей в Свердловской области активно сотрудничают с общественными организациями "Аистенок", "Дорогами добра" и другими. Например, в феврале 2009 года министерством социальной защиты населения Свердловской области совместно с общественным Благотворительным фондом "Семья" (Москва) проведен обучающий семинар по вопросам организации деятельности по подготовке и сопровождению замещающих семей.

В ходе заседания штаба по реализации нацпроектов было отмечено, что создание эффективно работающей системы профессиональной подготовки и сопровождения альтернативных семей, призванной обеспечить стабильность и комфортность пребывания детей в замещающих семьях, потребует немало сил и вложений. Тем не менее, как заявил председатель правительства, данному вопросу будет уделяться самое пристальное внимание.

***
О выполнении программ в рамках приоритетных национальных проектов в городском округе Краснотурьинск и о привлечении внебюджетных источников на их реализацию доложил глава этого муниципального образования Сергей Верхотуров.

Он сообщил, что на территории городского округа Краснотурьинск в целях реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области на 2008-2012 годы», а также региональных компонентов в сфере культуры, физической культуры и спорта приняты и реализуются необходимые нормативные правовые акты органов местного самоуправления городского округа.

Вопросы реализации приоритетных национальных проектов регулярно рассматриваются на аппаратных совещаниях у главы городского округа, заседаниях коллегии при главе городского округа и Совета директоров предприятий, учреждений и организаций.

Информационную поддержку проводимой работе оказывают «Краснотурьинский городской информационный центр», газета «Вечерний Краснотурьинск», «Телекомпания Град», Интернет-портал.

Текущий контроль по исполнению программ по реализации приоритетных национальных проектов осуществляет комитет по экономике и потребительскому рынку администрации городского округа Краснотурьинск.

В ходе выступления главы муниципалитета прозвучало, что практически все контрольные параметры соответствуют планам.

Например, в сфере здравоохранения ежемесячно производятся выплаты надбавок врачам-терапевтам, педиатрам, врачам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерам, замещающим должности участковых врачей терапевтов. Иммунизация населения производится в соответствии с планом проведения вакцинации. В 2009 году запланировано приобретение медицинского оборудования на сумму более четырёх миллионов рублей. В марте 2009 года в городе открыто первичное отделение для больных, страдающих сосудистыми заболеваниями мозга. Реализуется федеральный пилотный проект оказания высокотехнологической медицинской помощи больным, страдающим сосудистыми заболеваниями. И так далее.

В сфере образования на 2009 год предусмотрены мероприятия на общую сумму более 12 миллионов рублей. Денежное вознаграждение за классное руководство получают 319 педагогов. Большое внимание в реализации приоритетного национального проекта отводится поддержке талантливой и учащейся молодежи, подготовке и переподготовке кадров. В областных, всероссийских и международных состязаниях приняли участие 190 человек, 75 участников стали победителями и призерами.

В сфере обеспечения доступным и комфортным жильём ведется строительство 70 квартирного жилого дома площадью в 4500 квадратных метров, сформированы земельный участок для строительства 10-ти этажного жилого дома площадью в 6000 квадратных метров, два участка под комплексную жилую малоэтажную застройку общей площадью 93 тысячи квадратных метров, 13 участков под индивидуальное жилищное строительство. За пять месяцев 2009 года под комплексную малоэтажную застройку предоставлены: участок площадью в 8020 квадратных метров; под индивидуальное жилое строительство участки общей площадью 10028 квадратных метров.

В настоящее время оформляются землеотводные документы по 19 земельным участкам под индивидуальное жилое строительство, земельный участок под многоэтажную жилую застройку в районе «Южный».

Не менее впечатляющими являются результаты реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области на 2008-2012 годы», выполнения региональных компонентов в сфере культуры, физической культуры и спорта.

Виктор Кокшаров поблагодарил руководство муниципального образования за высокие показатели при реализации национальных проектов, подчеркнув, что Краснотурьинск всегда отличался ответственным подходом в деле поддержки социальной сферы. И пожелал «так держать!» - передает Департамент информационной политики Губернатора Свердловской области.