Перспективы малой авиации начинают прорисовываться

Председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров 24 октября провёл совещание, посвящённое сохранению и развитию аэропортов местных воздушных линий в Свердловской области.

Это совещание стало продолжением реализации мер по выполнению поручения Эдуарда Росселя по развитию малой и деловой авиации на Среднем Урале. Восстановление внутренних авиалиний - необходимое и перспективное направление работы, имеющее высокий социальный эффект. Развитие внутрирегиональных авиаперевозок позволяет существенно повысить доступность удаленных территорий области, где воздушный путь сообщения фактически единственный круглогодичный.

Кроме того, малая авиация дает возможность значительно разгрузить автомагистрали, взяв на себя перевозку грузов. Восстановление полноценного внутреннего авиационного сообщения необходимо также исходя из логики развития Среднего Урала, как международного транспортно-логистического центра, формирования сети воздушного сообщения с узловым аэропортом – хабом «Кольцово». «Уктус» в этой системе должен стать дублёром «Кольцово».

Как известно, эта идея губернатора всецело поддержана на федеральном уровне. Министерство транспорта России готово передать все местные аэродромы (кроме «Кольцово») и комплексы аэропортов из федеральной в региональную собственность. Более того, уже зарезервирован один миллиард рублей из федеральных средств на развитие этой сети на условиях софинансирования.

Как рассказал заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Михаил Шарин, в 50 – 60 годы на Среднем Урале действовало 33 аэродрома местных воздушных линий, крупнейшим среди которых с 1989 года стал аэродром «Уктус». В 90-х годах прошлого века маломерные воздушные суда на Среднем Урале ежегодно перевозили около 134 тысяч пассажиров, сотни тонн грузов. Однако из тяжелого для России перестроечного периода малая авиация вышла в крайне плачевном состоянии. Сейчас годными к эксплуатации, причем только в качестве вертолетных площадок, признаны лишь 17 аэропортов. Пассажирские перевозки снизились до минимума.

В 2006 году за год было перевезено лишь 6 тысяч человек, в 2007 году – 4 тысячи, что составляет около 3 процентов от былых объемов. «Второй свердловский авиаотряд», осуществлявший полёты по внутренним авиалиниям, на данный момент находится в стадии банкротства. Из всех самолётов, находящихся в собственности отряда, исправными являются лишь восемь МИ-8 и четыре АН-2.

Однако и для малой авиации, наконец, появился «свет в конце туннеля». С принятием соответствующего федерального закона, позволяющего регионам принять в собственность аэродромы и имущество, работа по восстановлению авиационного сообщения в Свердловской области «закипела».

Для эффективного управления внутренними перевозками, прежде всего, будет проведено разделение авиаперевозчиков и аэродромов. В ходе совещания участники решили, что аэродромы / аэропорты перейдут в управление государственного предприятия, которое в дальнейшем изменит статус на автономное учреждение.

«Первой ласточкой» малой и деловой авиации станет «УГМК-холдинг», создав компанию «Уктусские авиаперевозки». Представитель холдинга рассказал участникам совещания о видении перспектив развития этого направления, которое «УГМК» рассматривает как эффективное частно - государственное партнёрство. В соответствии с их концепцией аэропорт «Уктус» уже в ближайшее время, после некоторой реконструкции, может стать центром делового сообщения и грузоперевозок, охватывающих весь Уральский федеральный округ. Малые города и отдаленные территории самой Свердловской области тоже не будут забыты.

«УГМК» планирует сохранить авиационное сообщение на Североуральск и весь «северный куст» и на Красноуфимск. Перевозить пассажиров планируют вертолетами и новейшими самолетами ЛА - 410 и ЛА – 420, которые собираются на чешском авиапредприятии, где «УГМК» выкупило контрольный пакет акций. Стоит отметить, что экономичные самолёты этой модели рассчитаны на перевозку до 20 пассажиров на расстояния до 1 тысячи километров.

Однако «УГМК» не планирует занять место монополиста на рынке частных внутренних авиаперевозок. Напротив, руководители холдинга полагают, что в этом деле выгоднее разнообразие услуг и участников. Хотя и очевидно, что на первых порах эта деятельность будет нести большие затраты. По мнению экспертов, «точку безубыточности» малая авиация сможет перевалить, когда объёмы перевозок вновь вернутся к тем, что были в далеких 90-х. И, тем не менее, частные авиаперевозки маломерными судами имеют вполне привлекательные перспективы.

Участники совещания наметили план действий по переводу аэродромов в областную собственность, поручили министерству экономики и труда подготовить предложения по включению мероприятий по восстановлению аэродромов и аэропортов местных воздушных линий в областные бюджетные программы, - передает www.shos2009welcome.ru .