В Екатеринбурге прошел специальный показ фильмов государствчленов ШОС

Работы азиатских авторов демонстрировались вне конкурсной программы XIX Открытого фестиваля документального кино «Россия». Каждая страна представила коллекцию фильмов продолжительностью от 5 до 6 часов. В неё входили документальные, игровые и анимационные картины.

Старт показу дала документальная лента молодого казахского режиссёра Абылайхана Кыстаубаева «Ах, Самара-городок», в которой рассказывается о легендарной советской певице Розе Баглановой. В военное и послевоенное время её песни напевала вся страна, и не один месяц, как бывает с современными шлягерами, а многие годы. Неподражаемая казашка так раскрывала в песнях душу каждого народа, что становилась любимицей повсюду, где хоть однажды выходила на сцену. Фильм напоминает о том хорошем, что было в нашей общей истории.

Представлять программу казахского кино в Екатеринбург приехали известные мастера Дамир Манабай (режиссёр игрового кино) и Жакен Даненов (режиссёр анимационного кино). Фильмы Манабая «Суржекей – ангел смерти» - о коллективизации в Казахстане, и историческая костюмная драма «Месть» вызвали большой интерес зрителей. А на ленты Жакена Даненова, выполненные в технике эклер, известный екатеринбургский режиссёр анимационного кино Оксана Черкасова привела всех своих студентов из Уральской архитектурно-художественной академии.

Замечательную коллекцию фильмов из Кыргызстана, многие из которых уже получили европейскую известность, привезли на фестиваль заместитель председателя союза кинематографистов Кыргызстана Гульбара Толомушова и режиссер-дебютант Акжол Бекболотов. Знаменательно, что кыргызская программа открылась документальной лентой «Чингиз Айтматов размышляет в фильме «Айланпа. Мир на кругах своих». На произведениях этого писателя выросло несколько поколений не только в СССР, но и за рубежом, - настолько глобальные и одновременно пронзительно человеческие вопросы ставил в них писатель.

Китайские кинематографисты показали екатеринбургскому зрителю два документальных и два игровых фильма. Семь лет снимала свой фильм «Ткачи мечты - Пекин-2008» режиссер Гу Джин. В нём рассказывается о подготовке Китая к Олимпиаде. Через весь фильм проходит история простой семьи, которая органично вплетается в масштабное всеохватывающее действо по осуществлению вековой мечты китайцев о проведении олимпийских игр. Известный режиссёр игрового кино Ву Тяньминь лично рассказал зрителям о двух своих фильмах - мелодраме «Король масок» и драме «Старый колодец». Во время просмотра этих лент в зале возникло полное понимание между зрителями и киногероями, те и другие вместе смеялись и плакали.

Более близкое знакомство, а значит, и лучшее понимание друг друга было одной из главных целей организации специального показа фильмов стран-членов ШОС. События последних двух десятилетий разделили нас. Мы мало знаем, что происходит в кинематографиях наших соседей. И было интересно посмотреть, кто чем занят, кто чем озабочен, какие новые формы выразительности ищут наши коллеги, какие проблемы решают.

Таджикское кино, например, начинает почти с нуля. Вся программа, за исключением легендарного фильма «Я встретил девушку», была составлена из работ последних двух лет. И представляли её тоже дебютанты - режиссёры Алишер Хушвактов и Зульфия Садыкова. Их игровые короткометражки «Счастье» и «Цветок» были поняты, что называется «от и до». «Они такие же, как и мы!», - для многих зрителей это было приятным открытием. С сочувствием и пониманием была встречена документальная лента «Новая Пенелопа», в которой рассказывается о судьбе таджикских женщин, чьи мужья вынуждены уезжать на заработки в Россию.

 
Узбекистан делегировал в Екатеринбург режиссера анимационного кино Дмитрия Власова и художника-постановщика игрового кино Акмаля Саидова. Кроме их фильмов «Гончар» и «Источник» в программе были представлены удивительно поэтичные документальные картины «Лекарь», «Сны», «Тандыр» анимационный фильм «Птица». И венчал показ фильм 1962 года «Ты не сирота», в котором рассказывается о семье узбекского кузнеца, усыновившего в годы войны 14 детей разных национальностей.

Как рассказала Татьяна Батурина, координатор программ фильмов ШОС, картины вызвали большой интерес у самых разных зрителей. На показы приходили и соотечественники - представители национальных диаспор стран ШОС, проживающих в Екатеринбурге. Киносеансы посетили сотрудники официальных представительств стран ШОС в столице Урала. Но что самое удивительное: на фестивале были зрители, которые в течение пяти дней посмотрели все фильмы стран ШОС - с первого и до последнего! По их словам, они просто не могли оторваться от эстетики и позитивной энергетики азиатских фильмов! А самым главным для них было, что эти фильмы разрушили многие стереотипы о жизни восточных соседей, которые сложились у россиян после распада Советского Союза.

А сами гости всё свободное время проводили в большом зале Дома кино и смотрели конкурсную программу документальных фильмов. Многие из них выразили намерение в следующем году подать заявки участие в конкурсной программе Открытого фестиваля документального кино «Россия». Ведь фестиваль потому и называется Открытым, что в нём могут принимать участие все страны бывшего СССР. Единое кинематографическое пространство сохраняется!